Церковное кладбище – кого хоронили за оградой?
С давних времен некрополи в нашей стране соседствовали с храмами. Крупные соборы в старину обычно ставили на центральных городских площадях, и покойников после отпевания приходилось везти на кладбище через весь город. Это было не очень удобно, и постепенно на погостах стали появляться свои часовни, где батюшка готовил усопшего в последний путь. Быть похороненным рядом с церковью, на освященной земле, начало считаться престижным, многие таким образом старались оказаться «ближе к Богу».
Между тем, некоторые категории усопших религиозные каноны на территории кладбища хоронить запрещали, а именно:
- самоубийц – об этом обычае знает каждый. Считалось, что если человек добровольно ушел из жизни, он пошел наперекор воле Господа, за что должен не только гореть в аду за свой грех, но и не мог обрести покой на церковной земле рядом с примерными христианами. Самоубийц хоронили за церковной оградой, и обществом их поступок порицался;
- иноверцев – принадлежащих к другой религии людей называли басурманами, поэтому мусульмане, буддисты, иудеи обретали вечный покой за пределами церкви. Некоторые послабления делались лишь для католиков и лютеран (как христиан), но для их захоронения на церковной земле требовалось личное разрешение архимандрита. С течением времени для усопших иной веры стали выделять отдельные части земли под захоронения;
- мертворожденных, некрещеных детей – по этой причине малышей спешили окрестить как можно скорее: педиатрия в те времена была на очень низком уровне, детская смертность крайне высока, и родителям оставалось уповать только на милость Всевышнего. Крестили даже тяжело болеющих, обреченных младенцев, зная, что в противном случае на церковной земле их захоронить не дадут;
- шутов, уличных артистов – считалось, что подобные занятия бесовские, а такие люди – обманщики, и им не место среди честных православных людей;
- преступников – до XIX в. тела казненных воров, убийц, грабителей зарывали где придется, а иногда и вовсе оставляли на поругание неприкрытыми в поле. Впоследствии родственникам трупы также не выдавали, места захоронения скрывали;
- утопленников – считалось, что душа утонувшего человека пополняет ряды водной нечисти. Конечно, это в большей степени языческие суеверия, однако они прижились очень крепко, и утопленникам в захоронении на кладбище отказывали;
- убитых, путешественников, погибших в результате несчастного случая – неестественную смерть определяли как наказание Бога за большие грехи, поэтому обрести покой на освященной земле такой человек не мог.
С течением времени жесткие церковные правила стали более лояльными. Так, самоубийцам и погибшим от рук злодеев разрешено быть похороненными на церковных кладбищах. Преступникам, актерам, некрещеных на церковных некрополях по-прежнему места нет: их предают земле на общественных кладбищах.